И цветут розаны, как живые!

И цветут розаны, как живые!

10 марта в Музейно-выставочном центре состоялось открытие выставки «Сказочный мир народной росписи». Автор выставки, хранитель отдела фондов Марина Крехалева, рассказывая посетителям о новой экспозиции, отметила, что в составе коллекции Каргопольского музея крестьянские росписи занимают особое место.

Всего расписных предметов в фондах музея насчитывается триста единиц, из них более половины составляют прялки. Но в целом охвачен большой круг вещей: от интерьерных росписей (встроенных шкафов, дверей, филенок) и церковной утвари (киотов), до самых разнообразных бытовых предметов (туесов, рубелей, сундуков и прочего). Особо важно, что комплектование коллекции продолжается и по настоящее время. За последние три года музеем было приобретено чуть более двадцати предметов с крестьянской росписью. Они из разных мест Каргопольского уезда: Лядин, Конева, Тихманьги, Надпорожья, Усачева, а также из Лешуконской волости Мезенского уезда. Все вновь поступившие предметы представлены в первом зале выставки.

На примере отдельных экспонатов Марина Сергеевна провела для присутствующих краткий экскурс в историю северной народной росписи. Хотя, кажется, говорить об этом можно бесконечно, и тем более без конца можно рассматривать пестрое узорочье старинных вещей. Первоначально прялки и другие предметы быта мастера украшали трехгранно-выемчатой резьбой. В XIX веке отдельные детали резного орнамента стали оживлять краской, а затем начали украшать и свободно-кистевой росписью. На прялках она вскоре полностью вытеснила резьбу и покрыла всю поверхность лопасок вазонами с пышными букетами из цветов и листьев.

Интереснейшее направление в народном искусстве Русского Севера — домовая роспись. Традиция расписывать дома возникла в середине XIX века. Домовая роспись всегда была признаком богатства. В нынешних границах Каргопольского района росписи еще можно увидеть в деревнях по реке Онеге и ее притокам — Кене и Чурьеге. Поэтому не случайно выставка дополнена фотографиями с домовой росписью, сделанными в деревне Марковской (Култа) и в деревне Озерки в 2012 году Михаилом Исаевичем Мильчиком и Виктором Николаевичем Хабаровым.

Свое место на выставке нашли предметы с отличительными росписями — изящной мезенской и колоритной шенкурской. Неожиданностью для неосведомленных посетителей стала фраза, о том, что «…каргопольская игрушка у нас есть, а вот росписи каргопольской как таковой нет…». Ирина Викторовна Онучина, заведующая научно-экспозиционным отделом музея, дала подробное пояснение этому высказыванию. С ее слов, нет такого научного понятия, как каргопольская роспись. Свободно-кистевая роспись разных регионов очень сходна между собой, и выделить отдельно роспись, как каргопольскую, просто невозможно. Наши местные росписи похожи на вологодскую и олонецкую (Карелия), но они все равно другие. Примечательно то, что по сочетанию определенных форм и декоративных украшений можно четко понять, из какого локального региона происходит местная роспись. К примеру, всегда можно отличить, где тихманьгские прялки, где прялки из Усачева, где лядинские, а где ошевенские.

В завершение мероприятия всех присутствовавших в зале пригласили к мольберту, чтобы прикоснуться к творчеству и создать общими усилиями плакат свободно-кистевой росписью с использованием цветочных сюжетов.

Выставка ждет своих новых посетителей, работать она будет с марта по июнь текущего года.

Источник
Schlagwörter:

Комментарии (0)

  • Нет комментариев.

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут осталять комментарии.