Кулич простой

КАРГОПОЛЬ ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ | 01.01.1970 | Автор: ЦНР "Берегиня" -
800 гр. муки, 200 гр. сливочного масла, 200 гр. сахара, 1стакан молока, 30-50 гр. дрожжей, 5 яиц, 2 стакан изюма, соль. Смешать горячее молоко, сахар и сливочное масло. Добавить муку и тщательно перемешать тесто. Когда тесто остынет, прибавить разведённые в небольшом количестве тёплого молока дрожжи, и всё ещё раз тщательно перемешать. Дать тесту подняться. Затем вмешать желтки, отдельно взбитые с солью белки, промытый и обсыпанный мукой изюм. Тесто хорошо вымешать, разложить в смазанные маслом и подпылённые мукой формы, дать тесту в них подняться и выпечь куличи.
Тесто для куличей надо буквально выхаживать, лелеять, укутывать, оберегать от сквозняков, шума. И даже повышать голос всё время, пока кулич печётся, нельзя. Форму, в которую уложено тесто, нельзя резко двигать, трясти – иначе тесто осядет, и кулич не поднимется. Месить тесто нужно долго и тщательно: его 300 раз нужно ударить, чтобы потом гости 300 раз похвалили кулич. Приготовленное тесто раскладывают в высокие куличные формы, тщательно и обильно смазанные размягчённым (но не жидким) сливочным маслом, заполняя их тестом лишь наполовину. Когда тесто поднимется вровень с краями формы, осторожно ставят в печь. Чтобы кулич поднялся ровно, нужно в середину его воткнуть длинную лучину и вместе с ней печь. Через час – полтора (в зависимости от величины кулича) лучинку вынимают. Если она окажется сухой – кулич готов, а если в тесте, значит, кулич ещё должен постоять в печи. Как правило, тесто готовят в ночь с четверга на пятницу, весь день в пятницу пекут, а в ночь с субботы на воскресенье – освящают куличи в церкви.
«Освящали кулич, пасху в церкви в основном мужчины, служба в три часа ночи, в четыре часа садились кушать, христосовались. Женщинам и детям не давали ести1, пока отец из церкви не придет». (Черепанова Татьяна Васильевна д.Халуй Ошевенскогос с/с).
По традиции освящённые частички кулича, пасхальное яйцо, свечу со службы Великого Четверга, веточку вербы хранили в доме в течение всего года, веря, что эти святыни защитят от бед и болезней. Так, выезжая в поле сеять, хозяин дома мог взять с собой и съесть на своей ниве головку освящённого кулича, чем обеспечит прекрасный урожай.
На Каргополье куличи пекли только те, кто жил богаче – очень уж дорого обходилась их выпечка для крестьянской семьи.
До тех пор не начнут в деревне праздничного пированья-веселья, покуда не обойдёт каждый двор церковный причт2  с крестом и святой водой и не пропоёт перед каждой божницей радостных песнопений. «Первое яйцо общее, встают. Сколько бы не было – делят на всех».(Черепанова Татьяна Васильевна, д.Халуй Ошевенского с/с).«На святой неделе ходили крестным ходом по деревням. Батюшка служил молебен в каждой избе. Крестным ходом в дом зайдут – ворота, двери – всё настежь. Хозяева встречают, на столе уж гостинцы приготовлены для батюшки – хлеба буханка, калитки, пироги. Звонарь всё соберёт, отнесёт на подводу. Даров-то столько накладёт с каждого дома, так в руках не унести, на телеге вывозили. Поп-то потом всё лето на этих сухарях жил, семью кормил». (Тарасова Анна Фёдоровна, д. Рудный Конец, Лёкшмо-Бор). Про Николая Петровича Челмогорского, священника, жившего когда-то в деревне Комолово, говорили: «Хороший батюшка был: в каждый дом зайдёт, ни одной захудалой избёнки не пропустит. А там, где нечем детей кормить, не то, что священника одаривать, - сам детей угощал».
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали всех желающих, особенно тех, кто не имел возможности сделать это сам, привечали нищих, убогих, больных.
 
 
 ____________________
1 Ести -  на Каргополье  значит  есть
2 Причт - служители и певчие в православной церкви (первоначально - исключая священника)