Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим.

КАРГОПОЛЬ ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ | 01.01.1970 | Автор: ЦНР "Берегиня" -
Пироги в этот день пекутся, конечно же, постные.
В Великий Четверг пекут хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года. Великий Четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. Накануне вечером приносят в избу зерновой хлеб, и, положив на него каравай печёного хлеба и в солонке соль, ставят решето в передний угол – под иконы на лавку. Помолившись Богу, хозяева оставляют всё это в углу до первого дня Пасхи, иногда даже до прихода священнослужителей с образом Богоматери. Все эти предметы имеют многозначительный тайный смысл. Зерновой хлеб – как символическое средство, предотвращающее недостаток хлеба. Для этого его хозяин высыпает в закром. Печёный хлеб дают скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, в отвращение пропажи скота. Соль дают скоту, когда животное болеет, как лекарство. Для этого же и для избежания разных несчастий мужики берут её с собой, отправляясь в дальнюю дорогу на заработки. На Каргополье в Великий Четверг пекли и «перепетье» (такие же лепёшки, как и к Рождеству). Называли их «великодённые четверёжки», то есть испечённые «в Велик день». Они, по представлениям крестьян, обладали особыми свойствами: перекрестив их торцом ладони крест накрест, женщины хранили их в божнице рядом с иконами. В последствии использовали перед началом всякого важного крестьянского дела: пахоты, первого выгона скота…
…Буханку хлеба, которую испекли в страстную пятницу, привязывали льняным шпагатом к притолоке1  – и этот «страстной хлеб» исправно не пускал в дом злых духов…
 ________________
1 Притолока - верхний брус в дверном проеме. «Под притолоку ростом»-очень высок