«Тетерки», «жаворонки»

КАРГОПОЛЬ ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ | 01.01.1970 | Автор: ЦНР "Берегиня" -
Накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли особое печенье - «жаворонки» и «тетёрки». «Жаворонки» пекли в виде птичек с хохолками и с распростёртыми крылышками, как бы летящих.
        Тесто раскатать в жгут. Одному концу жгута придать форму головки, завязав узлом, для глазок использовать изюминки. Слегка примять пальцем хвостик, сделать надрезы-пёрышки, смазать поверхность яйцом, испечь. Птичек раздавали детям. Брали мальчишки в руки испечённый бабушкой «хлебный жаворонок», насаживали на прутик и бежали с ним в поле:
              «Жаворонушки на соломушке,
      Прилетите к нам,
      Принесите нам лето тёплое…
      Нам зима-то надоела,
      Весь хлеб поела!»
Птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине, иногда дети отдавали их матери со словами:
         «Как жаворонок высоко летал,
         Так чтобы и лён твой высокий был.
         Какая у моего жаворонка голова,
         Так чтобы и лён головастый был.»
День весеннего солнечного равноденствия зовётся на каргопольской земле «тетёрочным». В эту пору пекут здесь хозяйки особое печенье «тетёрки» в виде круга, состоящего из трёх «околов» - обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест – «солнышко–высоколнышко», в окружении «кудерочков»1. «Тетёра» или «тетёрка» - это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты, то есть, по-каргопольски, «сканого», и выкладывают в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных. Тесто замешивали на воде из ржаной или житноймуки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Выносили на холод, морозили, пекли на другой день,традиции 22 марта. С «тетерками» выходили на высокое место (пригорок), закликали весну.
  Со временем печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах. В Ошевенске до сих пор помнят обычай: в первый на году после свадьбы день «сорокосвятых», мать невесты и родственники невесты, присутствовавшие на свадьбе, шли к зятю с тетёрками. Но было исключение: если мужчина шёл в «приёмыши», то есть приходил жить в дом жены, тетёрки приносили с обеих сторон. Несли тетёрки в корзине, которую держали дома для этого случая. Родня ходила один раз, а тёща – каждый год. «По тому, как высканы тетерки, узоры завиты интересные, така2  и должна быть хозяйка рукодельница». Черепанова Татьяна Васильевна (д.Халуй Ошевенского с/с ).
Первый раз носили тетёрок много – сотню. Выскать (раскатать тесто в жгуты) столько одному было трудно, поэтому помогали родственники, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом), и соседи, и даже дети. «Как идут с тетёрками, зять уж самовары ставит – гостей встречать. И ребятишкам забава: бегают с тетёрками по домам, хвалятся - у кого самые красивые да вкусные».
Форма тетёрок менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения мастерицы. Узоров тетёрок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Цветик», «Клетчатка», «Берёзка», «Ёлочка», «Витушка», «Узорики», «Кренделёчки», «Волнами», «Часики», «Кудерочки», «Именные», а ещё «Вьюха», «Восьмёры», «Лесенка», «Коники», «Звезда», «Карета», «Шестерёнка»,    «Лебедь».
 Исследователи находят в каргопольских тетёрках древние символы, связанные с солнцем, небом, идеей процветания и блага.

Ржаные тетёрки можно было «хранить до году». Их долго грызли дети и   молодёжь, в том числе и на посиделках. А бывало и так, что кормили скотине.

 

 _______________________
Кудерочков – завитков
 Така - такая